Что делает здоровье. Что делает человека здоровым
- Что делает здоровье. Что делает человека здоровым
- Индивидуальное здоровье. Духовный фактор здоровья. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье
- Уровни здоровья. Тем. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка.
- Критерии здоровья
- Факторы, влияющие на здоровье
- Виды здоровья. Психологическое и психическое равновесие
Что делает здоровье. Что делает человека здоровым
Здоровье - это образ жизни, его нужно нарабатывать и поддерживать все время. Периодические непродолжительные попытки заняться своим здоровьем не принесут стабильного результата. Основ здоровья много, но самые главные из них: здоровый образ жизни, правильное питание, физическая активность и позитивное мировосприятие.
Основа хорошего самочувствия - это ведение такого образа жизни, при котором организм не работает все время «на износ». Это не значит, что, чем больше вы бездельничаете, тем здоровее будете. Но нужно дозировать нагрузки, в том числе умственные и психологические. Устраивать стресс иногда даже, периодическая встряска активизирует все органы. Но если вы все время в стрессовом режиме, то рано или поздно организм начнетсбои. Откажитесь от вредных привычек:, злоупотребление, слишком плотный ужин незадолго до сна - все они значительно снижают ресурсв вашем теле.Сбалансированное полноценное питание - обязательная составляющая здоровья. Желательно употреблять поменьше жирной пищи, особенно жареной, но при этом добавлять в еду растительные масла в сыром виде. Белки, углеводы, жиры, клетчатка, витамины, минеральные элементы - все это нужно включать в меню каждый день. Наименее полезные, но при этом, очень калорийные продукты - сдоба, белый хлеб, жареный картофель, сладости - нужно исключить из повседневного рациона. Конечно, иногда можно расслабиться и позволить себе немного лишнего. Но делайте это изредка и вовремя останавливайтесь.
КакПросто рекомендует
Почему лекарство не работает Залог успешного лечения – это, конечно же, соблюдение всех рекомендаций врача и информирование его обо всех значимых изменениях в ходе терапии. Однако специалист может сколько угодно говорить о схеме и длительности приема препарата, но большинство пациентов все же нарушат эти правила. Читать далее
Чистая вода - необходимость для здоровья тела. 1,5-2 литра в день может выпивать далеко не каждый. Но хотя бы 1 стакан воды утром натощак и по стакану за 20-30 минут перед каждым приемом пищи - это совсем не сложно.Эксперименты показали, что без сна человек долго не проживет. Организму необходим полноценный сон, чтобы восстановить силы. Спать нужно от 6 до 9 часов каждый день (в зависимости от индивидуальных потребностей организма). При этом желательно засыпать не позже 23-х часов. Воздух в спальне должен быть свежим и относительно прохладным, желательно, чтобы температура не превышала 22-23 градуса.Дышите свежим воздухом, выделяйте время для прогулок по лесу или парку. Регулярно проветривайте квартиру, в том числе и зимой. Не закрывайте окна плотно, оставляйте хотя бы небольшие щели, легкий сквознячок не повредит здоровью даже маленького ребенка, если его с первых дней не прятать и не кутать.Давайте организму обязательную физическую нагрузку: прогулки с зарядкой, пробежки (но не вдоль автомобильной дороги), тренажерный зал, бассейн, групповые виды спорта, ролики, коньки - выбирайте то, что вам нравится.Очень полезно хотя бы раз в две недели посещать баню. Она прекрасно очищает и стимулирует весь организм, улучшает обмен веществ. А если при этом устраивать контрастные водные процедуры, то прекрасное самочувствие на несколько дней вперед вам гарантировано.И, конечно, приучайте себя мыслить позитивно, не расстраивайтесь по мелочам. А если и расстроились, то не зацикливайтесь на неприятностях, а постарайтесь побыстрее привести себя в спокойное расположение духа. Негативные эмоции отражаются на работе мозга и внутренних органов, а значит подрывают здоровье и укорачивают жизнь. Почаще радуйте себя и просто радуйтесь жизни.Индивидуальное здоровье. Духовный фактор здоровья. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье
Тема: индивидуальное здоровье , его физическая, духовная и социальная сущность.
Цель: выявить уровень знаний учащихся об основах здорового образа жизни, о здоровье как основной ценности человека.
C формировать у учащихся понятие о том, что их здоровье в большей степени зависит от их собственного поведения и действий.
Место проведения : МБОУ СОШ №1 им.С.Соболя каб.8
Класс: 8 «А», «Б», «В», «Г»
Учитель: Еременко Марина Григорьевна
Оборудование: рабочие тетради, ЦОР, запись на доске: «Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам» И. Брехман.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний.
а) фронтальный устный опрос.
3. Изучение нового материала.
а) слово учителя
Вы любите жизнь? Что за вопрос?
Жизнь - это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.
По прогнозам некоторых учёных, в текущем столетии при приёме на работу с образованием и коммуникативностью важным критерием будет состояние здоровья, поскольку это экономически выгодно работодателю.
Многие сегодняшние подростки не смогут выдержать этой конкуренции, потому что в силу низкой общей культуры населения не стоит на первом месте в иерархии человеческих ценностей.
Умение вести здоровый образ жизни - признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.
Поразмышляйте над словами: «счастливая жизнь» и запишите, как вы думаете: «Счастливая жизнь - это….(здоровье, дружба, взаимопонимание и др.)».
б) запись в тетради
в) чтение сказки
Послушайте сказку. Интересно, какие чувства, мысли, вопросы у вас появятся после прослушивания?
В одной стране когда-то
Жил-был один король.
Имел он много злата,
Но был совсем больной.
Он очень мало двигался
И очень много ел.
И каждый день, и каждый час
Всё больше он толстел.
Одышки и мигрени
Измучили его.
Плохое настроение
Типично для него.
Он раздражён, капризен -
Не знает почему.
Здоровый образ жизни
Был не знаком ему.
Росли у него детки
Придворный эскулап
Микстурами, таблетками
Закармливать их рад
Больными были детки
И слушали его.
Уровни здоровья. Тем. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка.
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ
В ходе занятия студент должен
знать:
дефиниции «здоровья» Всемирной организации здравоохранения и отечественных ученых,
понятия «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез»; исходы болезней; составляющие здоровья;
группы факторов, определяющих здоровье и критерии, его характеризующие,
современную классификацию состояний здоровья;
значения понятий «оценка здоровья», «уровень здоровья», «качество здоровья»;
уметь
анализировать и оценивать внутренние и внешние условия возникновения и развития болезней; современное состояние здоровья населения.
В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание на различия в понятиях «причины болезней» и «условия возникновения и развития болезней», «факторов риска».
2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа
3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".
4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:
Проверка посещаемости - 2 мин.
Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 43 мин.
Перерыв – 10 мин
Текущий тестовый контроль знаний студентов, корректировка знаний - 30 мин.
Самостоятельная работа студентов по презентации «Здоровье и болезнь» -15 мин.
Перерыв – 10 мин.
Экскурсия в научно-исследовательскую лабораторию подростковой медицины – 20 мин.
Защита рефератов и их обсуждение -20 мин.
Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.
5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
Назовите дефиниции «здоровья» Всемирной организации здравоохранения, из Большой Медицинской Энциклопедии, отечественных авторов: Лищука В.А., 1994; Лисицына Ю.П.,1988, Казначеева В.П., Апанасенко ГЛ., 1985, Воронцова И.М., 2000.
Какие общие и отличительные признаки можно выделить?
Перечислите качества здорового организма согласно И.Р.Петрову и В.Б. Лемусу.
Назовите признаки здоровья по П.И. Калью (1988).
Что такое оценка здоровья?
Что такое уровень здоровья?
Что такое качество здоровья?
Перечислите составляющие здоровья.
Какие группы факторов, определяющих здоровье, Вы знаете?
Назовите критерии, характеризующие здоровье.
Дайте характеристику пяти группам здоровья.
Назовите дефиниции понятий: «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез». Перечислите исходы болезней.
Какая разница существует между «причинами болезней» и «условиями возникновения болезней»?
Приведите примеры внутренних и внешних условий возникновения и развития болезней.
Назовите основные тенденции состояния здоровья населения России.
Критерии здоровья
Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:
– медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни);
– заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная);
– первичная инвалидность;
– показатели физического развития;
– показатели психического здоровья.
Все критерии оцениваются в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю не болевших на момент исследования (в течение года и т. д.). Можно учитывать долю лиц с хроническими формами заболеваний, часто и длительно болеющих и др. Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследований, данных о причинах смерти и др.
При комплексной оценке состояния взрослых распределение на группы здоровья производится следующим образом: 1-я группа - здоровые лица (не болевшие в течение года или редко обращающиеся к врачу без потери трудоспособности); 2-я группа - практически здоровые лица, с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями или редко болевшие в течение года (единичные случаи острых заболеваний); 3-я группа – больные с частыми острыми заболеваниями (более четырех случаев и 40 дней нетрудоспособности в году); 4-я группа – больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (компенсированное состояние); 5-я группа – больные с частыми обострениями длительно текущих хронических заболеваний. Однако, разделение, как взрослых, так и детей, на группы здоровья весьма условно.
В современной клинической и гигиенической деятельности часто используется понятие «качество жизни». По определению ВОЗ, качество жизни – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.
В нашей стране под качеством жизни, связанного со здоровьем , чаще всего подразумевают категорию, включающую в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации.
Понятие качество жизни родилось как попытка числового выражения качественных особенностей социально-экономической среды жизни людей. Качество жизни – широкое многогранное многоаспектное понятие, объединяющее многие социально-экономические категории: уровень жизни, образ жизни, здоровье, образование, состояние окружающей среды, трудовую деятельность, социальное и материальное положение, взаимоотношения и другие. Поэтому к изучению качества жизни проявляют свой интерес специалисты самых различных областей, проводя конкретные исследования, связанные с проблемами демографии, образования, здоровья, экологии и общественного производства. Поэтому «качество жизни, связанное со здоровьем», следует рассматривать как «обобщенную субъективную оценку условий жизнедеятельности (образа жизни) и здоровья, позволяющую оценить в динамике показатели физического, психологического и социально-экономического благополучия, уровень гигиенической и эпидемиологической безопасности, удовлетворенность доступностью, качеством и эффективностью проводимых медико-организационных, клинико-диагностических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий».
Факторы, влияющие на здоровье
В структуре факторов риска, оказывающих влияние на формирование и поддержание здоровья, наибольший удельный вес (около 50,0%) принадлежит комплексу характеристик основных видов жизнедеятельности, входящих в обобщенное понятие «образ жизни».
Образ жизни – ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социализаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень субъективных оценок условий жизнеобеспечения физического и социально-психологического благополучия, жизнеспособности и самореализации), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).
Виды здоровья. Психологическое и психическое равновесие
Среди главных условий устойчивого психосоциального прогресса личности (кроме здоровья нервной системы) выделяют дружескую и приятную обстановку.
По результатам проведенных сотрудниками ВОЗ исследований и экспериментов отклонение психического детского здоровья чаще всего зафиксировано в семьях, где царят разногласия и конфликты. Также страдают дети, которые не могут найти общий язык со сверстниками: находятся с ними в недоброжелательных отношениях или попросту не имеют друзей. Психологи объясняют такую ситуацию влиянием дискомфорта и переживаний на психическое здоровье.
Доктор наук Никифоров Г. С. выделяет следующие уровни здоровья психики: биологический, социальный и психологический.
Первый из них связан с врожденными особенностями организма, работой внутренних органов, динамическим или отклоняющимся выполнением ими основных функций, реакцией на процессы, происходящие в окружающем мире.
Второй уровень говорит о степени включенности индивида в социальную жизнь, его способности взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, находить к ним подход.
Третий уровень свидетельствует именно о состоянии внутреннего мира человека, а именно: собственной самооценке, веры в собственные силы, принятии или непринятии себя и своих особенностей, отношении к миру, обществу, происходящим событиям, представлении о жизни и мироздании.
Если психическое и психологическое здоровье человека не вызывает опасений, значит: его душевное состояние благополучно, у него отсутствуют какие-либо отклоняющиеся психические особенности, явления, болезненные представления, он способен адекватно оценивать происходящую действительность и регулировать свое поведение.
Отдельной проблемой психологического здоровья в 21-м веке считается стресс и депрессия. В России они выделены в отдельную болезнь с 1998 года в связи с данными ВОЗ, свидетельствующими о повышении стрессовых ситуаций в обществе. Так как культура здоровья развивается, выработаны специальные пути подавления депрессивного состояния, формирования стрессоустойчивости, терпения.