Развитие способностей в психологии. Способности
Развитие способностей в психологии. Способности
Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
Существуют различные подходы к определению способностей, но наиболее глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым, основателем школы дифференциальной психологии и научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий». Согласно его концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
Способности человека — это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий:
от того, нужны ли будут эти знания и навыки человеку;
будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, друзья) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями;
от того, как его будут обучать;
от того, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т.д.
Способности — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Можно ли измерить и развить способности?
А.В. Петровский утверждает, что «способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей» .
«Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать. Только в процессе обучения рисунку и живописи может выясниться , есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире».
Артур Владимирович Петровский советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности
В настоящее время наука не располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем однократного испытания сделать вывод о способностях человека.
Способность существует только в развитии и не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания.
Самый верный путь определения способностей человека — это выявление динамики успехов в процессе обучения и деятельности.
Виды способностей. Понятие способностей и их развитие
Способности тесно связаны с общей направленностью личности. В.Е. Чудновский отмечает, что соотношение направленности личности и уровня способностей неоднозначное: высокий уровень способностей существенно влияет на стиль поведения и формирования личности. Еще большее значение имеет тот факт, что развитие способностей в немалой степени определяется условиями воспитания, особенностями сформированности личности, ее направленности, которая либо способствует раскрытию способностей, или, наоборот, приводит к тому, что способности не реализуются. В основе одинаковых достижений при условии выполнения определенной деятельности могут быть разные способности, в то же время одна и та же способность может быть условием успеха различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей. Важными факторами процесса обучения и воспитания является сензитивные периоды, благоприятные для становления тех или иных способностей.
СПОСОБНОСТИ - это сочетание благоприятных Индивидуально-своеобразных особенностей и свойств психики, которые проявляются в скорости, эффективности и качества выполнения соответствующей деятельности при минимальных силовых, энергетических и временных затрат.
Исходной предпосылкой для развития способностей есть те природные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. В то же время биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей. Мозг концентрирует в себе не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей (СЛ. Рубинштейн).
Уровень развития способностей зависит:
• от знаний и умений, от степени их объединение в единое целое;
• природных задатков человека, качества природных нервных механизмов элементарной психической деятельности;
• большей или меньшей "тренированности" самых мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов (Б.И. Додонов).