От чего зависит в первую очередь развитие способностей у ребенка. Какие способности можно развить у ребенка

От чего зависит в первую очередь развитие способностей у ребенка. Какие способности можно развить у ребенка

Существует множество возможностей дополнительного образования для дошкольника. Разнообразные кружки, студии, секции предлагают занятия в группе или индивидуально. Главное, при выборе правильного направления учесть интересы и особенности ребенка и его готовность регулярно заниматься выбранным делом.

Творческие способности.

    Музыка и вокал. Исследователи считают, что формировать музыкальный слух малыша можно с первых дней жизни. Впервые отвести ребенка к преподавателю стоит в возрасте 4–5 лет. В это время педагог уже может в игровой форме определить, насколько развиты у малыша музыкальный слух и чувство ритма. В ходе игры его можно познакомить с разными музыкальными инструментами, чтобы у ребенка была возможность выбора. Будет ошибкой определять направление, исходя из предпочтений родителей.

    В вокальную студию также можно привести ребенка в 4–5 лет. Для начала деткам преподносят основные понятия, а уже с 7–8 лет начинают серьезную подготовку.

    Хореография и ритмика. Большинство малышей до года радуются при звуках веселой музыки, с удовольствием хлопают в ладоши и топают ножками. Становясь старше, ребенок, у которого есть желание или предрасположенность к занятию танцами, начинает копировать движения взрослых и придумывать собственные. До 3 лет у малыша еще не сформированы мышцы, поэтому о записи на спортивные бальные танцы речь пока не идет. Крохе подойдут несложные упражнения с элементами танца на занятии ритмикой.

    После 4–5 лет дети могут запомнить и повторить несложные движения, но не обладают достаточной концентрацией. В этом возрасте малыши с удовольствием разучивают танцевальные номера по мотивам любимых сказок. Начиная с 6–7 лет можно начинать серьезную хореографическую подготовку, в этом возрасте суставы и мышцы уже готовы к нагрузкам, а ребенок может подолгу концентрировать внимание.

    Изобразительное искусство. Почти все малыши с удовольствием рисуют, лепят и мастерят несложные поделки. Развивать это направление можно и дома, но гораздо продуктивнее будут занятия с педагогом. Малыши в игровой форме получат массу новой информации, смогут развить мелкую моторику, научатся аккуратности. Маленьких детей не обучают классическим приемам живописи, их учат, как нарисовать животных, людей, окружающие предметы, рассказывают, как лепить из пластилина фигурки животных. В изостудии ребенок сможет развить воображение, научиться мыслить нестандартно, что не раз пригодится ему в жизни.

    Артистизм. Если ваш малыш любит рассказывать стихи и обожает находиться в центре внимания, возможно, ему будет приятно выступить на сцене перед настоящими зрителями. Посещение театрального кружка будет полезно и детям, которые страдают от заниженной самооценки и излишней застенчивости. При правильном подходе они могут преодолеть свои комплексы, стать увереннее и раскованное. Кроме этого, театральная студия тренирует память, координацию, развивает словарный запас, учит импровизировать и находить выход из непредвиденных ситуаций.

Виды способностей детей дошкольного возраста. ГЛАВ. Развитие способностей в дошкольном возрасте

Способности — это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.

Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности организма.

Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты, ко второй - степень выраженности способностей.

Способности принято делить на общие и специальные. Общие, такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности. Специальные важны только в конкретных видах деятельности - изобразительной, музыкальной, литературной и прочих. Высшим проявлением способностей выступают талант и гениальность.

§ 1. Развитие способностей дошкольника

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы - познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.