Что такое природа и человек. Человек и природа

Что такое природа и человек. Человек и природа

  • Как человек использует живую и неживую природу?
  • Почему природу нужно охранять?

Воздействие человека на природу

Человек — часть природы. Всё, что ему необходимо для жизни — пищу, одежду, топливо и др., — он получает из окружающей среды. Таким образом, природа — источник всех средств существования людей.

Долгое время человек не нарушал существующее в природе равновесие. Но постепенно людей становилось больше, им требовалось всё больше и больше пищи. Древние люди стали охотиться на крупных животных и погубили многих из них. Учёные считают, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определённую роль сыграли древние охотники.

Это были первые потери природы от рук человека. Шли годы, росло население Земли, число городов. Менялась жизнь людей: человек создал множество машин, облегчающих его труд, и средства передвижения, построил города и проложил дороги, освоил воздушное и водное пространства, поднялся в космос. В настоящее время человек всё больше и больше преобразует окружающую его природную среду.

Человеку под силу двигать горы, осушать болота и моря, создавать искусственные озёра и реки, поворачивать русла рек.

В настоящее время ежегодно на земном шаре добывают до 100 млрд т горных пород, выплавляют около 800 млн т различных металлов, в почвы вносят около 500 млн т минеральных удобрений, сжигают до 3 млрд т нефти.

Только один автомобиль ежегодно поглощает до 4 т кислорода!

Такая деятельность человека часто приводит к печальным экологическим последствиям. В крупных городах воздух и водоёмы сильно загрязнены промышленными выбросами. Полностью изменился облик многих районов Земли: на них исчезли леса, плодородные земли, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

Что такое природа и человек. Человек и природа

Как сберечь природу?

Мы много говорим о том, есть ли жизнь на других планетах, в других галактиках. Как мы будем радоваться, если где-то в космосе найдём какую-то «букашку»! А ведь с нашей планеты уже исчезли многие виды животных, и их не будет никогда, а другие могут исчезнуть в любой момент. Вдумайтесь: до появления человека один вид животного исчезал за 1000 лет; с 1850 по 1950 г. — за 10 лет; с 1950 г. — один вид в год. Сейчас ежедневно исчезает один вид растений или грибов.

Для спасения живой природы учёные выявляют редкие и исчезающие виды растений и животных и заносят их в Красную книгу.

Для сохранения видов вместе со средой обитания создаются охраняемые территории — заповедники, национальные парки, заказники. В них запрещена или ограничена любая хозяйственная деятельность, отдых людей и туризм.

Да, человек изменил Землю, сделал её во многом опасной для своего здоровья, а также для здоровья будущих поколений.

Что же делать? Вернуться назад в каменный век, в сырую пещеру, охотиться, обрабатывать поле каменными орудиями? Конечно же нет. Нужно, чтобы люди научились разумно и ответственно относиться к природе? А это значит:

  1. защитить планету от всех видов загрязнения;
  2. остановить уничтожение лесов и наступление пустынь;
  3. сохранить многообразие живого на планете;
  4. бережно относиться к природе каждому человеку.
  1. Оказывал ли влияние древний человек на природу?
  2. Как освоил современный человек Землю?
  3. Как человек меняет облик биосферы? Приведите примеры.
  4. Какие меры принимают для охраны биосферы?
  5. Как вы можете помочь охране животных и растений?
  6. Есть ли в вашей местности охраняемая территория? С какой целью она создана?
  7. Используя различные источники информации, составьте небольшой рассказ о каком-либо редком животном или растении.

Человек всё больше преобразует природу, но не всегда думает о последствиях своей деятельности: загрязняются воздух и водоёмы, снижается плодородие почв, исчезают уникальные виды растений и животных. Для сохранения видов живой природы созданы Красные книги и охраняемые территории.

Понятия природа и сущность человека. Природа и сущность человека

Природа человека – это совокупность стойких, неизменных черт, присущих человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от других живых существ. Сущность человека – это его главная черта.

В философии существуют две основные модели человека. Первой модели придерживается материалистическая философия. Это двуединая модель человека как биосоциального существа. Это означает, что, с одной стороны, человек уже не совсем животное, он вышел из животного мира, ведёт социальный образ жизни и его деятельность определяется социальными программами поведения – знаниями, идеалами, ценностями, нормами того общества, в котором он живёт. С другой стороны, человек – это всё ещё животное, и как животное он действует под влиянием биологических программ поведения – инстинктов. Какие же программы в большей степени определяют поведение человека? Считается, что хотя природа человека биосоциальна , его сущность социальна , то есть закладываемые обществом программы поведения в большей степени определяют его жизнедеятельность, чем его генетика.

Второй модели человека придерживается идеалистическая философия. Это триединая модель человека, согласно которой он состоит из тела, души и духа. Тело – это биологическая, природная составляющая человека . Душа – это психическая составляющая человека , мир его мыслей и чувств, возникающих в ходе взаимодействия с окружающим миром. Образно говоря, душа – это комплекс программного обеспечения, необходимый для функционирования тела, его адекватного реагирования на воздействия окружающей среды, выживания. Дух – это метафизическая (сверхъестественная) составляющая человека, это способность воспринимать и создавать высшие ценности, не имеющие практически-полезного характера, то есть, без которых вполне можно жить, но почему-то человечеству не живётся. Это религиозные, нравственные, эстетические, познавательные ценности. Душа связывает нас с окружающим миром, а дух выводит за его пределы, задаёт вертикальный вектор развития, формирует идеалы и концентрирует волю к их достижению. Наличие духа у человека невозможно объяснить без воздействия сверхъестественных сил.

Роль природы в жизни человека. Примерные формулировки проблемы

Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?)
Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
Проблема умения замечать красоту в обыденном. (Что дает человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)
Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Как влияет природа на духовный мир человека?)
Проблема негативного влияния деятельности человека на природу. (В чем проявляется негативное влияние деятельности человека на природу?)
Проблема жестокого/доброго отношения человека к живым существам. (Допустимо ли мучить и убивать живых существ? Способны ли люди относиться к природе сострадательно?)
Проблема ответственности человека за сохранение природы и жизни на Земле. (Ответственен ли человек за сохранение природы и жизни на Земле?)

Видеть красоту природы, ее поэтичность может далеко не каждый. Существует довольно много людей, которые воспринимают ее утилитарно, подобно Евгению Базарову, герою романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». По мнению молодого нигилиста, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Называя природу «пустяками», он не просто неспособен восхищаться ее красотами, но в принципе отрицает эту возможность. С такой позицией не согласился бы Ф. И. Тютчев , который в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…», по сути, дал ответ всем сторонникам точки зрения Базарова:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

По мнению поэта, люди, которые остаются глухи к красоте природы, существовали и будут существовать, но их неумение чувствовать достойно только сожаления, ведь они «живут в сем мире, как впотьмах». Неумение чувствовать — это не вина их, а беда:

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Именно к этой категории людей относится Соня, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Будучи довольно прозаической девушкой, она не способна понять красоту лунной ночи, поэзии, разлитой в воздухе, которую чувствует Наташа Ростова. Восторженные слова девушки не достигают Сониного сердца, она лишь хочет, чтобы Наташа скорее закрыла окно и ложилась. Но та не может спать, чувства переполняют ее: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
— Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
— Ведь второй час.
— Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди».

Живую и открытую всему миру Наташу картины природы наталкивают на мечты, которые непонятны приземленной и нечуткой Соне. Князя Андрея, ставшего невольным свидетелем разговора девушек ночью в Отрадном, природа заставляет посмотреть на свою жизнь иными глазами, подталкивает к переоценке ценностей. Сначала он переживает это на поле Аустерлица, когда лежит, истекая кровью, и смотрит в необыкновенно «высокое, справедливое и доброе небо». Тогда все прежние идеалы кажутся ему мелкими, а смысл жизни умирающий герой видит в семейном счастье, а не славе и всеобщей любви. Потом природа становится для переживающего внутренний кризис Болконского катализатором процесса переоценки ценностей, дает толчок к возвращению в мир. Нежная листва, появившаяся весной на старых корявых ветвях дуба, с которым ассоциирует себя князь Андрей , дает ему надежду обновления, вселяет силы: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. …надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

В чем заключается сущность человека. Предложения со словосочетанием «сущность человека»

Под каждой обложкой настоящей книги скрывается собранная в сгусток сущность человека .

В такие дни перед лицом самой грозной из всех реальностей обнажается сущность человека , у него больше нет поводов для притворства или позёрства.

Сущность человека может иметь как сильные, так и слабые места, помогающие или останавливающие нормальное развитие, и даже мешающие развитию.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова протезист (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Этот путь не преследует цели — изменения природного естества и разумной сущности человека .

Природное естество и разумную сущность человека изменить за то время, которое отведено для эволюции человеческого общества, вряд ли возможно.

В свою очередь, естество и сущность человека способны отражать свойство окружающего их пространства.

Будущим художникам и поэтам необходимо обратить внимание на сущность людей , для которых творчество — вся жизнь.

Объектом изучения дисциплины является человек как биопсихосоциальное существо, предметом изучения — биологическая, психическая и социальная сущность человека .

Но именно это парадоксальное единство и составляет сущность человека .

Вопросы о счастье, о могуществе науки и о сущности человека также задают основной поисковый импульс философии.

Такой экономико-правовой механизм как частная собственность закрепляет отчуждение родовой сущности человека от его эмпирического существования.

Практика йоги является способом достижения чистого сознания и реализации внутренней сущности человека .

Они или позволяют этой внутренней, глубокой сущности человека проявить себя, или нет.

По традиционным представлениям чеченцев сущность человека состоит из трёх начал: физического, душевного и умственного.

В сущности человек обречён на свободу выбора, которая является не только его надеждой и обещанием ему великого будущего, но и его несчастьем.

Даже в наше время интерес к познанию сущности человека не угасает.

В желании выражается сущность человека .

С духовной перспективы сущность человека спускается в материю и время благодаря творческому акту его родителей.

Источником сновидений является физически неосязаемая частичка единой сущности человека , которую можно назвать душой.

Так вот, сущность человека бессмертна и может взаимодействовать с богом напрямую.

Однако, он должен быть настолько подчинён разуму и сущности человека , что должен выражаться только в осознании человека самим собой.

Но вот самые-то обычные, вполне очевидные и простые сущности человек осваивает труднее всего именно в силу их доступности.

Одна из важнейших проблем в «Упанишадах» — исследование сущности человека , его психики, душевных волнений и форм поведения.

А стало быть, зверь и есть подлинная сущность человека , от которой ему уйти некуда.

Сущность человека определяется из экстатики бытия-вот, Dasein.

Вторжения, агрессии, пытки, разрушение самой сущности человека .

В основе сущности человека находятся гармония и ритм.

Их существует множество, и все они весьма своеобразны, но их объединяет одна задача — познание сущности человека .

Такой временной разрыв не повлиял на сущность человека , его природное стремление к познанию окружающего мира.

В луче света, прорвавшемся к нам в это грозное время, сущность людей и вещей предстаёт перед нами в своём неприкрытом виде.

Так же как элементы определяют сущность человека , так же можем применить знание тонких энергий.

И вместо устремления к внешней сущности люди устремились бы к сокровищу психожизни.

Но всё-таки она не исчезла совсем, ведь никакая цивилизация не в состоянии изменить биологическую сущность человека .

Религиозные деятели только отмечали, что не вся сущность человека сводится к его положению в биологической систематике.

Природа и сущность человека

Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда вы сту пает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии.Он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Сознание, разум и свобода присущи природе человека.

Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его природы. В философии антропологии сформировалось три основных версии ответа на этот вопрос. 1.

Сущность человека духовна. Эта версия характерна для всех религиозных и эзотерических учений. В соответствии с ней истинная самость человека не имеет отношения к эмпирическому миру. Так, в соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью. В соответствии с эзотерическими учениями истинное «Я» человека - духовная монада - просто сменяет из жизни в жизнь разные тела, которые служат лишь средством для самосовершенствования. 2.

Сущность человека - разум. Эта версия сформировалась в Новое время. Она предполагает, что разум - особая самостоятельная инстанция и человек отличается от животных именно разумом - умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе. 3.

Сущность человека - предметно-деятельная, социокультурная. Определяющую роль в утверждении этой версии сыграли работы К. Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он переделывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает «вторую, очеловеченную природу» - мир культуры. В труде, преобразуя окружающую действительность, человек и проявляет себя как разумный и свободный, ибо творит «по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты». Являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным. Он не может трудиться вне общения. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, с формированием социальных групп. Поэтому сущность человека - это «совокупность всех общественных отношений». Не биологические черты человека определяют самое существенное в нем, а его социально-групповая принадлежность.

Проблема сущности человека органично связана с решением вопроса о его происхождении, проблемой антропогенеза.

Возникновение человека - загадка, которая на сегодня не имеет ответа.

В наши дни подвергнута серьезной критике эволюционная теория Дарвина, согласно которой человек является непосредственным потомком одной из ветвей высших приматов. Много вопросов появляется и при логическом рассмотрении версии о трудовом происхождении человека. Почему только одна ветвь приматов претерпела столь мощную трансформацию, перестала биологически приспособляться к природе и стала приспосабливать ее к себе? Существовал ли некий биологический толчок, приведший к качественному изменению мозга? Одно время выдвигалась идея, что человечество возникло в Африке, а толчком к его появлению на свет был повышенный уровень радиации в одном из районов, где и началось «превращение обезьяны в человека». Но даже если обезьяны-мутанты начали постепенно совершать трудоподобные операции, как могли они сделать труд систематическим, не имея развитого сознания, способного ставить цели и удерживать на них внимание? Обычно считается, что труд, сознание и язык возникают практически одновременно. Однако вовсе неясно, какой из перечисленных моментов играл ведущую роль. Эти трудности приводят к тому, что современная мысль начинает все более обращаться к версиям, которые долгое время считались полностью ненаучными и потому не рассматривались всерьез. Одна из таких версий - привнесение разума на нашу планету космическими пришельцами. Другая версия происхождения человека опирается на древние эзотерические представления, в соответствии с которыми Космос живет по циклическому закону.

Проблема антропогенеза является темой многих научных и философских дискуссий и исследований.