Человек и живая природа пример связи. Связь природы с человеком – примеры для детей кратко (2 класс, окружающий мир)
- Человек и живая природа пример связи. Связь природы с человеком – примеры для детей кратко (2 класс, окружающий мир)
- Связь между человеком и живой природой. Воздействие человека на природу уже невозможно откатить назад
- Связь между различными животными примеры. Взаимосвязь животных с окружающей средой
- Примеры живой и неживой природы. Живая и неживая природа (1 класс, окружающий мир) – примеры и особенности
Человек и живая природа пример связи. Связь природы с человеком – примеры для детей кратко (2 класс, окружающий мир)
Связь природы с человеком
С появлением первых людей около 300 тыс. лет назад в природе ничего не изменилось. Человек развивался, оставаясь частью окружающего мира. Вторжение в природные комплексы началось с зарождением земледелия и животноводства, промышленная революция XVIII века ускорила процесс. В ХХI веке на планете осталось мало уголков, не изменённых человеком. Связь между природой и человеком очень тесна и имеет множество проявлений, которые рассмотрим в этой статье.
Значение природы для человека
С момента рождения человек связан с природой. Погода заставляет пользоваться одеждой, которая изготавливается из природных материалов. Основа питания представлена продуктами «своего» региона.
Для строительства зданий, дорог, мостов люди добывают полезные ископаемые. Сырьё для выпуска разнообразных машин, топлива, выработки электроэнергии черпается из природного источника.
Места отдыха и лечения обустраиваются в районах, минимально повреждённых человеческой деятельностью, национальные парки предлагают маршруты в своей рекреационной зоне.
Рис. 1. Валдайский национальный парк, экологическая тропа.
Связь природы с человеком не ослабевает. Всё, что требуется для благополучного существования, люди берут из природных кладовых.
Влияние человека на природу
Влияние человека на природу проявляется во всех сферах.
- Человек осваивает новые территории, вытесняя оттуда природные сообщества. Для строительства промышленных объектов вырубается тайга, при прокладке автомобильных и железнодорожных трасс загрязняются реки.
- Добыча полезных ископаемых влечёт за собой уничтожение природных экосистем на огромных территориях.
- Развитие современного сельского хозяйства невозможно без применения удобрений и ядохимикатов, излишек которых смывается в ручьи и реки. Вода для орошения полей в засушливых регионах откачивается из рек. При слишком большом заборе воды падает уровень реки.
Рис. 2. Орошение полей.
- Браконьерство, нелегальная рубка леса, несанкционированные карьеры опустошают природные пространства, ведут к гибели животных, исчезновению растительности.
- Мусорные полигоны существуют много лет. Вредные вещества накапливаются, поступают в почву вместе с дождевыми и снеговыми водами.
Что можно исправить
Человек не может остановить все производства, но может построить такие очистные сооружения, которые гарантируют чистые воздух и воду.
Высадка деревьев, рекультивация отработанных карьеров, регулярный выпуск рыбной молоди в озёра и реки поможет хотя бы частично восстановить ущерб, нанесённый человеком.
Переработка мусора позволит очистить пригородные зоны, вернёт в оборот пластик, металл, стекло, бумагу. Для облегчения сортировки мусора на заводах многие крупные города осуществляют раздельный сбор мусора.
Рис. 3. Раздельный сбор мусора.
Восстановление леса вдоль рек и озёр, контроль за расходом воды при поливе предотвратит катастрофическое обмеление водоёмов.
Каждый может внести свой вклад для сохранения природы, начав с малых дел: к примеру, не мусорить в лесу, не поджигать сухую траву, кормить зимой птиц, сортировать мусор.
Что мы узнали?
Взаимосвязь человека и природы проявляется во всех жизненных ситуациях. Можно уменьшить вред, наносимый природе. Об основных путях защиты и восстановления природы можно рассказать в докладе для детей 2 класса, упомянув переработку мусора, высадку деревьев и восстановление лесов, установку очистных сооружений на производствах.
Связь между человеком и живой природой. Воздействие человека на природу уже невозможно откатить назад
Средняя температура на планетена 0,9 градуса с 1880 года, более двух третей роста произошло за последние 50 лет. Главным источником антропогенного влияния на климат являются выбросы в атмосферу парниковых газов, в частности диоксида углерода. Температура мирового океана стала выше, тают вечные снега и льды. Все чаще происходят экстремальные природные явления — засухи, наводнения, ураганы и пожары. Они ведут к разрушению инфраструктуры, голоду, нехватке чистой воды.
Меняется среда обитания диких животных — в результате таяния льдов в Гималаях сократилась популяция снежных барсов, из-за повышения температуры мирового океана гибнут кораллы, а следом и живые организмы, которые ими питаются. Миллион видов животных и растений сегодня находится под угрозой вымирания. Исчезают целые ледники — в августе 2019 года в Исландии официально похоронили ледник Окйокуль. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), в ближайшие несколько десятилетий ледяного покрова в Арктике почти не останется.
Если не принять никаких мер по смягчению последствий изменения климата, температура может увеличиться на 5 градусов к 2100 году. Мировому сообществу необходимо вести активную экологическую политику, чтобы этот сценарий не был реализован. Соблюдение Парижского соглашения может дать шанс планете, при этом значительно повлияет на национальные экономики.
Однако пока тенденция неутешительна: после Парижского соглашения 2016 года выбросы СО2в атмосферу побили новые рекорды как в 2018, так и в 2019 году. Как показывает, единственное, что на короткий период сокращает объем выбросов, — это экономические кризисы, эпидемии, войны. Так, сокращение выбросов было установлено во время Первой и Второй мировой войны, Великой депрессии 1930-х годов, энергетического кризиса 1970-х годов. Последний раз выбросы сократились во время мирового экономического кризис 2008-2009 годах. Но в каждом из таких периодов, как только ситуация возвращалась к норме, кривая продолжала бежать наверх. Именно такой процесс мы наблюдаем в 2020 году. Распространение вируса COVID-19 привело к сокращению глобальной экономической активности и уменьшению выбросов парниковых газов.
Связь между различными животными примеры. Взаимосвязь животных с окружающей средой
Первый шаг к пониманию отдельных особей или популяций животных – изучение их взаимосвязи с окружающей средой. Среда, которая служит местом обитания различных организмов, должна включает в себя биотические (живые) и абиотические (неживые) компоненты окружающей среды для полноценной жизнедеятельности животных. Абиотические компоненты взаимосвязи окружающей среды и животных включают огромный диапазон характеристик, примером которых являются:
- температура;
- влажность;
- кислород;
- ветер;
- состав почвы;
- длина светового дня;
- высота над уровнем моря.
Биотические компоненты окружающей среды включают в себя:
- растительность;
- хищников;
- паразитов;
- конкурентов;
- особей одного вида.
Животным, как и всем живым организмам для нормальной жизнедеятельности требуется энергия, которая поддерживает следующие процессы: движение, питание, пищеварение, размножение, рост и работу. В зависимости от источников получения энергии, организмы могут быть разделены на две следующие группы:
- Автотрофные – организмы, которые получают энергию из солнечных лучей (в случае зеленых растений) или неорганических соединений.
- Гетеротрофные – организмы, который используют органические материалы, как источник энергии.
Животные гетеротрофы, получают энергию путем употребления и переработки других организмов. Когда ресурсы ограничены или условия окружающей среды ограничивают способность животных добыть себе еду для нормальной жизнедеятельности, метаболическая активность животных может снизиться, чтобы сохранить энергию до наступления лучших условий. Различные типы метаболического покоя включают в себя:
- оцепенение – время снижения метаболизма и температуры тела в ежедневных циклах активности;
- спящий режим – время снижения метаболизма и температуры тела, которое может длиться на протяжении нескольких недель или даже месяцев;
- зимний сон – периоды бездействия, в течение которого температура тела существенно не изменяется, благодаря чему животные могут быстро пробуждаться и становятся активными;
- летняя спячка – период бездействия животных, который помогает пережить длительные летние засухи.
Экологические характеристики (температура, влажность, наличие пищи, и так далее) может изменяться с течением времени и местом. Животные приспособлены к определенному диапазону значений для каждого признака. Диапазон экологической характеристики, к которому адаптировано животное – называют его диапазон допуска для этой характеристики. В пределах допуска животного является оптимальный диапазон значений, при которых оно является наиболее успешным. Иногда, в ответ на длительные изменения окружающей характеристики, физиология животных подстраивается, чтобы приспособиться к изменениям окружающей среды в этом сдвиге диапазона допуска. Опыт животных в ответ на изменившуюся окружающую среду, называется акклиматизация или адаптация к новым условиям.
Примеры живой и неживой природы. Живая и неживая природа (1 класс, окружающий мир) – примеры и особенности
Все, что мы видим вокруг нас, все, что нас окружает и при этом не создано руками человека – это живая и неживая природа. Она отличается большим разнообразием явлений и процессов. Узнаем, каковы особенности природы, и чем живая природа отличается от неживой.
Живая природа
Все объекты живой природы обладают важными качествами: они рождаются, растут, питаются, дышат, передвигаются, умирают. Для жизни им необходима пища, тепло, вода, воздух. К живой природе относится не только человек, но также животные, растения и даже микроорганизмы. Исследованием объектов живой природы занимается очень обширная и важная наука – биология.
- Микроорганизмы
Задолго до того, как на нашей планете появились животные, ее уже населяли крошечные, незаметные глазу организмы: бактерии, грибы, вирусы. Они могут существовать практически в любых условиях, где есть хотя бы немного воды. Главная особенность всех микроорганизмов – способность очень быстро размножаться.
Рис. 1. Бактерии
- Растения
Мир растений очень большой и разнообразный. Без них на Земле не было бы жизни, ведь растения вырабатывают самый важный для дыхания газ – кислород. Также они поглощают вредный углекислый газ, который очень плохо влияет на здоровье человека и климат планеты.
Растения – это важный источник пищи для человека и животных. Но нужно быть очень внимательным, так растения бывают съедобные (фрукты, орехи, злаки, овощи) и несъедобные (цветы, декоративные кустарники травы).
- Животные
К животным относятся все звери, птицы, земноводные, насекомые нашей планеты. За всю историю Земли какие-то животные исчезали, какие-то очень сильно менялись.
Много лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры – огромные ящеры, которые не знали себе равных. Но из-за резкого изменения климата почти все они вымерли, и только немногие представители древних животных смогли приспособиться к новым условиям обитания.
Животные могут быть хищными и травоядными, домашними и дикими. Они приспосабливаются к тем условиям, где живут, и животных можно отыскать в любой точке земного шара, от знойных пустынь до ледяной Арктики.
Рис. 2. Белый медведь
- Человек
Конечно же, к объектам живой природы относится и человек. Благодаря своему интеллекту, находчивости и разумному планированию своей деятельности ему удалось покорить себе всю планету. Но, точно так же, как животные, растения и микроорганизмы, он не может прожить без пищи, воздуха, воды.
Неживая природа
К объектам неживой природы относят воздух, воду, почву, минералы. Они были первыми при создании нашей планеты, и именно потому объекты неживой природы часто называют первичными.
Они могут находиться в трех состояниях:
- твердое (камни, горы, песок, лед);
- жидкое (вода, облако, туман, нефть);
- газообразное (пар, воздух).
С объектами неживой природы не происходят никакие изменения в течение многих десятков и сотен лет. Они не дышат, не размножаются и не питаются. Их размер может увеличиться или уменьшиться, они могут передвигаться в пространстве, но только под влиянием внешних факторов. Поскольку они не рождаются, то никогда и не умирают.
Некоторые объекты неживой природы могут менять свое состояние. К примеру, вода может быть твердой в виде льда, привычной всем жидкой и газообразной в виде пара. Но она никуда не исчезает и не появляется из ниоткуда.
Таблица “Признаки живой и неживой природы”
Связь живой и неживой природы
Рассмотрев примеры живой и неживой природы, можно сделать вывод, что на нашей планете все взаимосвязано, и все находится в гармонии друг с другом. Живые существа не могли бы существовать без объектов неживой природы. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.
Рис. 3. Схема взаимосвязи живой и неживой природы
Что мы узнали?
При изучении одной из интересных тем по программе окружающего мира 1-2 класса, мы выяснили, что относится к живой и неживой природе. Доступный план конспекта помог определить основные отличия между объектами живой и неживой природы, их тесную взаимосвязь друг с другом.