Ведущую роль в ПСИХИЧЕСКОМ развитии детей младшего школьного возраста. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Ведущую роль в ПСИХИЧЕСКОМ развитии детей младшего школьного возраста. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Стиль жизни ребенка с началом обучения в школе меняется коренным образом, теперь его социальная роль – ученик. Эта деятельность становится доминирующей, и к нему предъявляются уже другие требования. Психическое развитие младшего школьника подвергается изменениям, поскольку меняются его ценности, интересы, и он оказывается в преддверии очередного возрастного периода.

Ведущую роль в ПСИХИЧЕСКОМ развитии детей младшего школьного возраста. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Главные проблемы, сказывающиеся на психическом здоровье учеников начальных классов:

  • Принятие своего нового статуса.
  • Выстраивание отношений с педагогом, сверстниками.
  • Изменение взаимоотношений в семье.

Дети, как правило, с удовольствием переходят из детского сада в школу: они рады этому событию, чувствуют себя взрослыми, им нравится все происходящее с ними. Однако психическое развитие детей младшего школьного возраста очень зависимо от существенно изменяющейся самооценки и от того, как правильно родители подготовят ребёнка к школе . Первые два года в младшей школе самооценка детей зависит от отметок, выставляемых учителем. А уже позже ее корректируют товарищи на основе характеристик, которые ничего общего с учебой не имеют и проявляются при общении ребенка со сверстниками. В этот период ребенок излишне критически к себе относится, и уровень негативных самооценок при этом возрастает.

На этом этапе важно учитывать особенности психического развития детей младшего школьного возраста и помочь сохранить им общее положительное отношение к себе как к личности. Во многом это зависит от оценок взрослых.

В этот же период дети начинают критически относиться к взрослым: ими уже не принимаются как истина все их слова и поступки. Особенно остро дети реагируют на те ситуации, где слова расходятся с делом. Именно в это время большую роль играет компетентность педагогов и родительский авторитет.

С поступлением в школу у детей происходят изменения в системе отношений с взрослыми представителями его семьи. Родители проявляют особое внимание и уважение к его учебной деятельности, интересуются успехами, а ребенок прислушивается к их советам. То есть устанавливается взаимное уважение. Несмотря на серьезность вопросов обучения, дети в начальной школе по-прежнему остаются детьми, поэтому не стоит забывать об этом и применять для формирования их правильного психического развития игровую деятельность. Чтобы помочь ребенку справиться с заданием, можно перевести его в игровую плоскость. Детям бывает сложно справиться с этим самостоятельно, значит, задача взрослых – разобраться в проблеме и оказать ребенку помощь в ее решении. Ругать его ни в коем случае нельзя.

Принимая во внимание особенности психического развития младшего школьника в этот период нельзя забывать о движении и активности детей, которые удовлетворяют эту естественную потребность через игры на воздухе, детские шалости. Надо заботиться, чтобы взаимоотношения ребенка и остальных членов семьи были искренними. Они очень важны для младшего школьника и помогают безболезненно адаптироваться к новой среде.

Психическое развитие учеников младших классов так же, как и особенности психического развития детей дошкольного возраста , оценивают не по отметкам, полученным в школе, а по чертам характера, доминирующим в поведении.

Психическое здоровье школьника в норме, если ему присущи следующие качества:

  • Исполнительность.
  • Дисциплинированность.
  • Ответственность.
  • Открытость.
  • Уважение к окружающим.
  • Оптимизм.

В сознании ребенка должно прочно закрепиться знание того, что все неудачи и беды преодолимы, а в кругу семьи его все поддерживают и готовы помочь в любой момент.

Ведущую роль в ПСИХИЧЕСКОМ развитии играет. О роли ведущей деятельности в развитии личности

Идея ведущей деятельности принадлежит А. Н. Леонтьеву, который считал, что на различных стадиях психического развития ребенка отдельные деятельности, им выполняемые, играют в этом развитии неодинаковую роль: одни – большую, другие – меньшую. Ведущей является не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся в данном периоде психического развития ребенка. Под ведущей деятельностью в психологии понимается "такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии", деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Ведущую деятельность характеризуют следующие признаки:

  • 1) в форме этой деятельности возникают и внутри нее дифференцируются новые виды деятельности (например, учение возникает в игре);
  • 2) в ней формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – воображение, в учении – отвлеченное мышление). Однако из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но в других видах деятельности, генетически с ней связанных;
  • 3) от этой деятельности зависят основные психологические изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).
.

Ведущую роль в ПСИХИЧЕСКОМ развитии учащихся подросткового возраста. Психологические особенности подросткового возраста

Развитие подросткового возраста выступает как многогранный процесс, в котором выделяется несколько центральных составляющих, ведущих моментов, по-разному интерпретируемых: как «центральные линии развития», «основные задачи развития» - в зарубежной психологии (Р. Бенедикт, У. Бронфенбреннер, Ш. Бюлер, А. Валлон, М. Кле, Дж. Марсиа, Ж. Пиаже, Г.С. Салливен, Э. Эриксон, Д. Элкинд, С. Холл, Э. Шпрангер, Э. Штерн и др.), «ведущая деятельность и центральные новообразования возраста» - в отечественной (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин, В.И. Слободчиков, ГА. Цукерман, Д.И. Фельдштейн, К.Н. Поливанова, и др.).

Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом, на что есть достаточно много веских оснований для такого утверждения.

Впервые психологические особенности подросткового возраста описаны были С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. В соответствии с теорией рекапитуляции С. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством (эпохой охоты и собирательства) и взрослым состоянием (эпохой развитой цивилизации). Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте, само же содержание подросткового периода описывается как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности».

Ведущую роль в ПСИХИЧЕСКОМ развитии детей младшего подросткового возраста играет. Глав. РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

§ 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитатель, обучая ребенка, тем самым организует его деятельность. Мама, показывая малышу, как держать чашку и подносить ее ко рту, отдает эту чашку в руки самого ребенка и следит за его действиями, подстраховывая и корректируя их. Учитель, обучая ребенка счету, дает ему палочки, а затем множество примеров и задач для того, чтобы тот сам считал в уме. Не проявляя собственной активности, не включаясь в соответствующую деятельность, дети ничему не могут научиться, сколько бы сил ни тратили взрослые на объяснения. Обучение и деятельность неразрывны, они становятся источником развития психики ребенка. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

Ученик и последователь Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. Во-первых, в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Например, ребенок начинает учиться, играя: в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения - деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте, сменив игру. Во-вторых, в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В игре, например, появляется творческое воображение. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. В той же игре дошкольник осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения которых он воспроизводит в игровой ситуации. Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени. Хотя, безусловно, каждая деятельность вносит свой вклад в психическое развитие (скажем, рисование и составление аппликаций способствуют развитию восприятия). Условия жизни ребенка таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в определенном виде деятельности: в младенчестве - в непосредственно эмоциональном общении с матерью, раннее возрасте - манипулируя с предметами, дошкольном детстве - играя со сверстниками, младшем школьном возрасте - в учебной деятельности, подростковом - в интимно-личностном общении со сверстниками, старшем школьном - при подготовке к будущей профессии.

Ведущую роль в ПСИХИЧЕСКОМ развитии обучающихся подросткового возраста играет. Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.

Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть "значимым" – реализуется в сообществе сверстников.

У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он "уходит" из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10–11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12–13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14–15 лет).

В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на "кодексе товарищества", реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решение проблемы успеваемости часто вторично приводит и к гармонизации сферы общения со сверстниками, к повышению самооценки и т.д. В подростничестве только наоборот – снятие напряженности в общении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости.

Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Фельдштейну. Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность, включающая, в частности, и интимно-личностное общение.

Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное – это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности – дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно полезной деятельности подростка – быть лично ответственным, самостоятельным.

Общественно полезная деятельность имеется и в младшей школе, но она недостаточно развернута. Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста изменяется. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10–11-летних – получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 12–13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14– 15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему "я и общество", развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества.