Человек природа это. Профессии типа «Человек — Природа»

Человек природа это. Профессии типа «Человек — Природа»

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.

Профессии человек техника. Тип профессии «Человек — техника»

В профессиях данного типа (примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания) мир видится работником и волнует его прежде всего со стороны того, насколько наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Космос видится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеться как не­что, что неплохо бы оснастить вертикальным транспортом — лифтом. Планета Земля — как источник тепла, энергии. Более детальные представления здесь, например, такого рода: поверхность земли (леса, пустыни, горы, моря) — это места для прокладки кабелей, возведения сооружений, площади, занятые производствен­ными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внутренний транспорт, оборудование.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, ловко­сти, неутомимости не только физических, но и умственных дей­ствий).

Цивилизация, культура, история человечества — это здесь преж­де всего достижения научно-технической революции, создание придумок указанного рода. Например, электродвигателей, радио, персональных компьютеров. Страны и континенты, местности на Земле — это как бы недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают линии связи, электропередачи, газопроводов, теплотрассы и т. п. Зато представления о самих технических объектах детализирова­ны. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах, и незначитель­ные повреждения изоляции, которые важно замечать, и пр.

Международные отношения, если и имеются в виду, то преж­де всего как создание и поддержание связей описанного выше рода.

Условия существования и развития человека (для профессио­налов рассматриваемого типа) — это здания, сооружения, транс­портные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией. Больницы, учебные заведения, жилые дома видятся как объекты, где нужно обеспечить тепло, свет, энерговооруженность, вертикальный транспорт и пр.

Деятельность человечества, людей видится следующим обра­зом: это, прежде всего, научно-технические расчеты, автомати­зация технологий производства, создание грандиозных сооруже­ний и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное при­менение новейших достижений техники.

Примеры типичных профессиональных «гештальтов»: физиче­ские процессы, химические процессы, могучая техника, микро­миниатюрная техника, трассы; параметры; величины; перетоки мощности (в электрических цепях); большой цифровой материал; версии возможных причин неисправностей техники; места неис­правностей; показания приборов; цвета в желто-оранжевом спек­тре, которые важно различать; звуки работающей машины; пере­грев или подгорание изоляции электрических цепей; местополо­жение частей в машине; принципы действия технических устройств; незначительные на вид изменения в элементах линий элек­тропередач (могут быть решающе важными); эксплуатационные режимы работы устройств, машин; логика электрических соеди­нений; признаки возможной неисправности, а не только призна­ки уже происшедшей поломки устройства; то, что может про­изойти с техникой (надо знать); поведение каждого металла (на­пример, в процессе напыления); качества припоев; узлы маши­ны, которые постоянно выходят из строя (о них важно помнить); машины имеют каждая свой характер (и это важно учитывать).